Иммортизм
Со времен первых проповедей Ульрика Кейнса стали рождаться догматы Утешительницы. Все они призваны служить только одной цели - укрепить дух человека и изменить его энергетику, дабы он мог безболезненно входить в Царство Ее. Каждый догмат представляет собой некий урок, при постижении которого человек на один шаг приближается к постиганию сути Утешительницы.
Первые имморты
Первые имморты появились во времена правления Ульрика Кейнса (который иммортом никогда не стал), а точнее во время его проповедей на Санаройе. В то время, постижение догматов Утешительницы и познание царства Ее носило скорее эксперементальный, чем системный характер. Исследованиям сопутствовал известный риск, и поэтому количество иммортов исчислялось единицами. Первый, системный подход к обретению иммортизма был предложен Ульриком Кейнсом уже при существовании Унии Элементум, незадолго до упокоения Первого пророка. Система стала прообразом "Пути вечности", однако мало соответствовала экспансионистким устремлениям Мортале. После упокоения Ульрика Кейнса, новый Владыка при поддержке рыцарей принял видоизмененную доктрину, которая основывалась на разработках Кейнса, но представляла собой намного более жесткий и кровавый путь познания. Немалую роль в ее становлении сыграл один из первых иммортов Патрик Зельни.
Системы познания Мортале
Существуют две основных системы познания догматов:
Путь вечности
Путь вечности - система, зародившаяся еще при жизни Кейнса. После его упокоения она выкристаллизовалась в быстрый, жесткий и бескомпромисный процесс, который от начала и до конца могли пройти лишь единицы. "Путь вечности" помимо жесткого отбора характеризуется большим количеством жестоких ритуалов, связанных с человеческими жертвами и ограничениями. Помимо всего, "Путь вечности" полностью отрицает альбеиммортизм.
Современный Мортале порицает "Путь вечности", считая его архаичным и низкоэффективным, хотя в этом вопросе они лукавят. Любая рыцарская алтария будет бороться за кандидата, прошедшего "Путь вечности", так как в бою и храмовой службе им нет равных. Однако имморты, воспитанные по этой системе, редко ведут какую-либо социальную жизнь. Они не могут интегрироваться в структуру социума ввиду своей фанатичности и замкнутости, а так же из-за того, что кроме военного ремесла они больше нигде не могут добиться решающего превосходства над апологетами "Сумеречной реки".
"Путь вечности" - не приемлит систему скрижалей, принятую в "Сумеречной реке". Познание осуществляется, через так называемый "Миг гибели". Так, как для проведение данной практики нужна человеческая жертва, а зачастую и не одна, к моменту принятия иммортизма, адепт этой системы имеет на своем "счету" несколько десятков убитых. Всего, "Путь вечности" заключен в 1872 догматах познания, и каждый из них должен быть достигнут через успешный ритуал "Мига гибели". Всеобщим отличительным знаком "Пути вечности" носимым всеми адептами, является костяной нож особой формы.
Сумеречная река
Сумеречная река - система, появившаяся после реформ Товея. Отличается централизованной подготовкой адептов, контролируемой на государственном уровне. Современная система более терпима к ошибкам адептов и их неспособности воспринимать ряд догматов. Именно эта доктрина породила альбеиммортизм, ставший немаловажным классом в обществе кропускуланцев.
Всего догматы "Сумеречной реки" разделены на пять скрижалей.
Первую скрижаль адепт проходит еще в детском возрасте. В ней рассказывается об основных планах мироздания без привязки непосредственно к Культу Утешительницы. Принятие первой скрижали лежит на родителях ребенка, и только после их подтверждения выдается вторая скрижаль. В случае, если ребенок лишен родителей, право принять у него первую скрижаль передается рыцарю любого из алтарей.
Вторая скрижаль рассказывает о понимании Царства Утешительницы, его законах и процессах. Даются первые навыки пассивного магического воздействия, такие, как способность чувствовать некрослой и его обитателей. Как и во всех последующих скрижалях, подтверждение второй скрижали необязательно для жизни кропускуланца, но для получения третьей скрижали нужно подтверждение в любом из храмов.
Третья скрижаль приближает адепта к некрослою настолько, насколько это можно для маэструма. Там же есть масса методик и ритуалов, при прохождении которых человек начинает реализовывать свой магический потенциал. Во время исполнения третьей скрижали идет разделение на три больших потока. Многие девушки, склонные к пониманию и изучению ритуального кропускуланского, выбирают своей судьбой Хорал. Успешные адепты в этот период поступают на военную службу в подразделения привратников. Все остальные в этот период обязаны отслужить либо двухлетнюю трудовую повинность на государственных предприятиях Мортале, либо трехлетнюю воинскую повинность в егерьских батальерах.
Четвертая скрижаль При прохождении четвертой скрижали, адепт имеет возможность принять иммортизм или альбеиммортизм. В ней глубоко рассматриваются и преподаются методики, ритуалы и цели, необходимые для полного постижения царства Ее. Считается что прохождение четвертой скрижали само по себе является окончанием централизованной программы обучения. Далее адепт может с полной ответственностью сам формировать себе дальнейший жизненный урок и выполнив его упокоиться.
Пятая скрижаль Пятая скрижаль, позволяет соединиться с телом Утешительницы, усилить ее, стать частью ее, как будучи иммортом, так и после упокоения. Пятая скрижаль не обязательна для изучения простыми иммортами. Она крайне сложна, и успешное ее освоение дается далеко не всем даже потенциально сильным иммортам. Считается, что познание или не познание ее является прямым указанием на благосклонность Утешительницы к конкретному человеку. Для присвоения титула лича, прохождение пятой скрижали обязательно. Парадокс, но рыцари алтаря по получению титула не обязаны проходить пятую скрижаль, ибо возвращаясь во второе посмертие, они получают полные знания и умения прописанные к изучению в пятой скрижали.