Книга Той Стороны

Материал из Librarium Elementum
Перейти к: навигация, поиск

Книга Той Стороны - легендарнейшее произведение Морриган, одна из немногих кропускуланских ритуальных книг, имеющая широкое распространение за пределами Элементума .

История успеха

Книга Той Стороны была написана личом Ординатуры Её, субординатом Эну Морриган. Согласно свидетельствам многих уважаемых представителей магической элиты Унии Элементум, Морриган совершила титанический труд, сумев расписать магофизические особенности посмертного пути человека так, чтобы это исследование одновременно соответствовало всем догматам Утешительницы, несло в себе зерна Учения Её, было бы достаточно простым для восприятия широкими массами и при этом выглядело бы в достаточной степени нейтрально, чтобы представлять интерес для читателя из любого Элементума.

Современники вспоминали, что перед написанием Книги Той Стороны Морриган двадцать лет изучала всю Унию Элементум, иногда направляя экспедиции в разные Элементумы, а порой и лично путешествуя в самые отдалённые уголки обитаемого мира. Также согласно воспоминаниям тех, кто знал Морриган, до написания книги Эну в свободное от путешествий и текущей работы время весьма часто запиралась в своей келье ради долгих путешествий по самым затаённым глубинам некрослоя. По аннотациям многих весьма уважаемых личей Кропускула, за внешне кажущейся простотой и понятностью Книги Той Стороны скрывается бесконечное множество духовных усилий и самоотверженного пути Морриган.

Структура и содержание

Книга Той Стороны разделена на четыре большие главы, в каждой из которых множество подглав. В какой-то мере повествование идёт по нарастающей, и если первые две главы кажутся простыми и понятными для любого человека, то последние главы несут в себе весьма сложные духовные изыскания, во многом написанные языком тонких аллегорий и символов и постижимые лишь для некромантов Кропускула. Впрочем, большую часть знания, которое можно почерпнуть из последних глав, маги Кропускула с гораздо большей эффективностью постигают через скрижали, и в рамках личного саморазвития Книга Той Стороны не имеет для них особой ценности - в конце концов, она несла скорее цель донести суть смерти вообще и Царства Её в частности до всей Унии с минимальным риском последующих обвинений в неприкрытой пропаганде, а не просветительские функции в рамках магической школы Кропускула. Тем не менее, труд Морриган весьма ценится в среде некромантов, причём в основном с эстетической точки зрения. Это сложно понять представителям иных элементумов, но изящные умопостроения Морриган о Царстве Её приносят некромантам, стремящимся к познанию, творческое удовольствие, почти сравнимое с употреблением сангиты.

Глава Первая

В главе первой расписываются знания о постижении пути человека после физической смерти, известные человечеству в различные эпохи, в том числе и в домагическую эру. Эти знания добыты в основном благодаря дознавательской деятельности Морриган и её ассистентов. В частности, книга Морриган небрежно развенчивает миф о том, что до Признания человечество вообще не знало магии.

Глава Вторая

Глава вторая (собственно и ставшая основным доводом для распространения Книги за пределами Кропускула) расписывает основную суть того, что происходит с человеком после физической смерти, сравнительно простым и понятным языком. В частности, там четко разъясняется, что сознание и душа человека неоднородны и после гибели физической оболочки занимают сразу несколько ниш в Пространстве Годдарда. Один аспект человеческого сознания (её Морриган называет "Animus Memoria", или "Душа Памяти") опускается в некрослой и сливается с Утешительницей - это в основном та часть души, которая несёт в себе прожитую память и мудрость отдельно взятой человеческой жизни. Второй аспект человеческого сознания (по Морриган - "Animus Via", или "Душа Пути") - собственно та душа человека, которая проносит его личность из перерождения в перерождение, из тела в тело. Душа Пути помнит все свои прошлые жизни и является связующим звеном между всеми своими Душами Памяти. В какой-то мере каждый человек при жизни окутан тончайшими нитями, связующими его с его прежними Душами Памяти. Это природное единение является одним из ключевых элементов структурированности некрослоя, и во многом эти сложные переплетения нитей являются одним из явлений, поддерживающих сложную организацию существования Утешительницы и её связью с внешним, материальным миром. Звеном, связующим Душу Памяти и реальный мир, также служит бывшая физическая оболочка человека и всё, что связано с ритуалом её погребения.

После смерти человека его Душа Пути опускается в некрослой, где от неё отделяется Душа Памяти, и затем поднимается в верхние слои Годдардова пространства. В зависимости от пройденного человеком при жизни духовного пути и его личной готовности к смерти это может быть от +5 до +20 мильстрем. Души людей низкоразвитых и оторванных от своих корней зачастую могут парить в весьма невысоких слоях годдардова пространства, а то и в вовсе пограничных с материальными. Именно они запоминаются людям как неупокоенные души, бродящие по миру и пугающие невежественных. В домагическую эру, когда человечество не обладало достаточными знаниями о Той Стороне и считало их шарлатанством, бродячие Души Пути зачастую паразитировали на других слабых людях, высасывая из них силы, а порой и вовсе постепенно вытесняя их из тел. В нынешнюю эпоху широкого магического просвещения "посмертным бродягам" сложно завладеть сознанием просвещенного человека, да и самих бродячих призраков стало не так много в силу общего улучшения духовного развития общества в сравнении с первобытной домагической эрой.

Поднявшись, Душа Пути может выбирать, стоит ли перерождаться в следующее тело либо надолго поселиться в верхних слоях. Впрочем, весьма немногие из людей столь сильны духом, чтобы остаться на верхних слоях, и подавляющее большинство Душ Пути возвращаются на нулевой слой, поселяясь в теле младенца и начиная новую жизнь. Образно говоря, длительность обитания в верхних слоях для Души Пути столь же зависит от духовного и психического здоровья человека, сколь зависит от него же срок жизни в материальном мире. По той же аналогии Души Пути как бы "умирают" в своем верхнем мире, переселяясь затем в мир наш и начиная выстраивать вокруг себя новую Душу Памяти. Сам процесс переселения Души Пути в материальный мир носит естественный характер - Душа Пути не столько вселяются в тела младенцев, сколько образуют их вокруг себя как физическое воплощение. Сам процесс рождения человека является одновременным совмещением физических процессов развития эмбриона и "магического" процесса наращивания Душой Пути вокруг себя физической оболочки. Для спускания в материальный мир Душе Пути приходится снижать уровень своего сознания до такого уровня общего развития, чтобы ей было уместно в материальном мире. Таким образом, в начале своего существования Душа Пути уже не помнит своих прежних перерождений и в утробе проходит путь развития от подобия рыбы до подобия человека.

И, наконец, третий элемент человеческой души по Морриган - Animus Iunctio, или Душа Единения. Это всё, во что человек вложил часть своей души. Мастер продолжает жить в своих изделиях, художник - в своих картинах, композитор - в своей музыке, и так далее. Душа Единения обладает сознанием человека в той же мере, что и Душа Пути и Душа Памяти. Многие народы Унии научились концентрировать свои Души Единения для передачи опыта грядущим поколениям. Пример тому - Стальные Слепки у эйзанцев и Пламя Памяти у инфламейцев.

Глава Третья

Третья глава содержит в себе гораздо более подробные и сложные описания взаимодействий трёх элементов души человека на различных слоях Оси Годдарда и их сопоставления со взаимодействиями элементов душ других существ, обитающих на разных слоях годдардова пространства. Эта глава считается в магико-научном сообществе рекомендованной к прочтению лишь опытными магами и серьёзными специалистами. Для того, чтобы даже вкратце описать её основные тезисы, необходимо раскрывать множество весьма сложных цепочек последовательных умозаключений.

Глава Четвёртая

В четвертой главе содержится самый глубинный пласт, касающийся сложных метафизических категорий бытия сущностей в Царстве Её и написанный сложным аллегорическим языком. По поздним заявлениям самой Морриган, наиболее полностью содержание Четвертой Главы передается на ритуальном кропускуланском, но ввиду целей широкого распространения, поставленных при написании книги, её пришлось перевести на галакт. Тем не менее, используя множество иносказательных приемов, Морриган удалось адаптировать её содержание для изложения на галакте настолько, насколько это вообще возможно.

Если третью главу ещё могут воспринимать с пользой для себя маги практически любого Элементума, то четвертая глава уже гораздо более глубинным образом уходит в кропускуланскую магико-духовную традицию.

Распространение

Первое издание Книги Той Стороны сопровождалось небольшим предисловием автора, в котором она увязывала свои тезисы с методологией Тобиуса Товея и его доктриной о несении Пути Её в широкие народные массы. Во многом эти доводы стали решающими в вопросе распространения Книги Той Стороны на территории Кропускула. Тем не менее, в первое время широкого распространения в Элементуме Мортале книга Морриган не получила, но в определенных социальных слоях все же имела большой успех. Скажем, знания из второй главы каждый кропускуланец постигал с детства вместе с Первой Скрижалью, и, таким образом, эта глава имела для мортальцев весьма малый смысл - поначалу среди кропускуланцев даже распространилась специфическая ирония касательно банальности труда Морриган. Зато первая глава содержала в себе уникальные исторические сведения, которые во многом постепенно превратили книгу в бестселлер, а четвертая глава сделала Книгу Той Стороны хитом в среде магической элиты Кропускула.

Не остановившись на этом, Морриган добилась необходимых санкций Ординатуры Её и представила свой труд в Комиссию Конвента по Просвещению как пособие, рекомендованное для общего развития в Унии Элементум вообще. После семи лет ожесточенных дебатов ККП признала Книгу Той Стороны ограниченно рекомендованной к распространению. Через некоторое время Книга Той Стороны стала общепринятым в Унии пособием, наиболее толково разъясняющим читателю суть перерождений и прочих особенностей бытия человека после смерти физической оболочки.

Во многих Элементумах Книга Той Стороны признана рекомендованной к распространению в ограниченном формате. Так, за пределами Кропускула наиболее часто Книга Морриган выходит в "оптимизированном" издании, из которого исключена Четвёртая, а иногда и Третья главы. А кое-где (например, в Ликор и некоторых Цехах Ферро) Книгу Той Стороны выпускают в цензурированном издании, в котором различными "переводчиками" тщательно отредактированы и подчищены все места, подозревавшиеся в прямой либо косвенной пропаганде Культа Утешительницы. На территории некоторых доменов Парамата Книга Той Стороны считается запрещённой.

В Кропускуле на государственном уровне признан значительный вклад лича Эну Морриган в деле распространения Культа Её для всего человечества.